Упражнение «Эмоциональные эскизы»

Креатив Упражнения

Друзья, привет! Какие эмоции вы успели испытать за недели в самоизоляции? В этот удивительный апрель 2020 мы «отдыхаем» all inclusive: злость, растерянность, негодование, обида, зависть, гнев, сомнение, страх, неуверенность, беспокойство, надежда, раздражение, облегчение – успевай менять салфетки и протирать приборы.

Стивен Кинг как-то сказал мне за ловлей корюшки: Оля, дорогая моя женщина, «писательство — это занятие, которое можно охарактеризовать следующими словами: хватай что можешь». Сегодня мы и будем хватать то, что есть в этом неспокойном апреле – карусель эмоций, ощущений и состояний.

Берем за фундамент гипотезы:
• В художественных текстах читатель ищет возможность потрепать душу.
• Эмоции переворачивают страницы и заставляют читать текст дальше.
• Текст без эмоций пресный и скучный, его редко дочитывают.
• Чтобы правдиво и живо описывать эмоции нужно понимать их природу.
• Чтобы понимать природу эмоций нужно их проживать и сознавать.

Некоторые авторы любят упрощать жизнь читателя (или свою?) и не задерживаются на описании состояний героев. Эмоции в тексте навешиваются табличками, оттого получается безжизненно, бескровно и скучно:

  • Оля испытывала страх и беспокойство. Страх разрастался и растекался по всему телу, страх бы на кончиках ее пальцев и где-то там, глубоко, под родинкой на груди;
  • Фрай почувствовал сильную и большую любовь с примесью страсти. Он посмотрел на Лили, она опустила пышные ресницы и ее щеки загорелись как красные лампочки;
  • Валентина Петровна вздрогнула, ей стало страшно. Липкий страх охватил ее грузное тело, он был сильным и пронизывающим, такое испытывал каждый хотя бы раз. Она встала с кресла, подошла к окну и задернула шторы. Она была очень напугана, это было видно по ее лицу.

Может Валентине Петровне и страшно, но мне совсем нет. Мне неинтересно бояться вместе с ней, внутри себя я не смотрю кино, не сопереживаю герою. Я просто приняла к сведению, что Валентине Петровне страшно, но ее страх я не чувствую. Я не вижу ее лица, чтобы оценить степень испуга, «сильный и пронизывающий» и «такое испытывал каждый хотя бы раз» слишком мокро, а «липкий» страх – вообще клише, пролетает по касательной.

Почему текст получается пресным? Не все обладают мастерством описывать эмоции опираясь на контуры прошлого. Приходится выдумывать, крутить вензеля... да всё бесполезно. Читатель сразу ощущает вкус художественного глутамата.

Что делать? Предлагаю вам стать прототипом будущих литературных персонажей и собрать для них картотеку эмоций (состояний, настроений).

Упражнение «Эмоциональные эскизы» для создания живых и объемных героев.

  1. Почувствуйте эмоцию, дайте ей имя. Можете добавить юмора и самоиронии, выдумать что-то свое. Вместо «гнев» написать «рубиновая Фурия»;
  2. Посмотрите в себя, отсканируйте голову и тело. Какие мысли у вас возникают, где эмоция отзывается в теле, какие ощущения вы испытываете. Гнев застрял в горле, как морской ёж, трудно сидеть на месте, читаю и не понимаю смысл смс, на груди высыпали красные пятнышки и т.д.
  3. Опишите, как эта эмоция проявляется во вне. Что вам хочется сделать, что сделали: спрятались под одеяло, пнули стол, накричали на кота, запустили пятерню в шевелюру и стали оттягивать корни до боли, приложили пельмени к голове и т.д.
  4. Придумайте метафоры, сравнения своим ощущениям. Моя злость напоминает сорвавшегося цепного пса, которого долго кормили, но не давали поводов доказать свою преданность.
  5. Напишите короткую историю с доминирующей эмоцией, пока у вас на руках вся палитра.

У меня всё, пишите!
Шлю "салют", ваша О.

P. S. Текст написан в период мировой борьбы с короновирусом (апрель 2020 года).